0
Корзина
0 ₽

Эволюция экранов: от кинескопа до Ultra HD

Разрешение современных экранов увеличивается из года в год. Производители ожесточенно соревнуются в качестве картинки: HD, 4K, 8K... А ведь начиналось всё с черно-белого изображения, которое было меньше спичечного коробка. Какие этапы прошли экраны в своей эволюции и какие технологии ждут в будущем? Мы собрали самое интересное в нашем обзоре.

Раннее телевидение

Среди серийных ТВ пионерами считаются американские черно-белые телевизоры Visionette, появившиеся на рынке в 1929 г. У первых моделей экран был всего лишь размером с почтовую марку. И приходилось устанавливать перед ним увеличительное стекло, чтобы хоть что-то разглядеть. Тогда не существовало определения «разрешение экрана», поскольку изображение в телевизоре создавалось диском с прорезями, который постоянно крутился от электромотора. А качество определялось количеством строк развертки. В представленной модели их было 45, и этого едва хватало, чтобы различить в кадре некоторые предметы и лица крупным планом.

Появление кинескопов

Выпуск первых серийных кинескопных телевизоров начала немецкая компания Telefunken в 1934 г. Количество строк развертки увеличилось до 120, что эквивалентно разрешению 160 х 120 точек. Сами телевизоры стали больше походить на привычные нам модели. Хотя при диагонали от 30 см корпус был огромным по современным стандартам. Следом производство аналогичных моделей наладили в США, Франции, Великобритании, а в 1940 г. и в Советском Союзе. На ближайшие 50 лет технология электронно-лучевых трубок (ЭЛТ) будет базовой для большинства устройств с экранами.

Классическая эра SECAM и PAL

В 1953 г. появился стандарт NTSC, который подразумевал вещание в цвете с 480 строками развертки и частотой 60 Гц. Размер картинки вырос до 640 х 480, а скорость кадров в секунду — до 30. В 1960-х вышло «обновление» — стандарты SECAM и PAL, увеличившие максимальный размер картинки до 720 х 576. Кинескопные телевизоры с таким разрешением господствовали на рынке вплоть до начала 21 в.

Прогресс снова сдвинулся с «мертвой точки» с появлением компьютеров. Для нормальной работы с текстовыми элементами ОС нужно было разрешение побольше. Поэтому в начале 1990-х ЭЛТ-мониторы взяли «высоту» 1024 х 768, а потом и 1280 х 1024, 1600 х 1200. Но эти цифры актуальны только для персональных компьютеров. Игровые консоли, подключаемые к ТВ, все еще выдавали весьма скромную картинку в режиме PAL: Dendy — 256 x 240, SEGA и PlayStation — 320 x 240.

Эпоха LCD и HD

В начале 21 в. массовое распространение получили LCD-панели. И хотя у первых моделей были такие серьезные недостатки, как медленная матрица и плохая контрастность, места они занимали гораздо меньше по сравнению с ЭЛТ. Но технология LCD быстро развивалась, и полный переход на такие панели стал лишь вопросом времени, особенно после внедрения стандарта HD Ready в 2005 г., требовавшего разрешения 1280 х 720 и выше, и появления Full HD в 2007 г.

Первые ПК на LCD-панелях имели разрешение 1280 х 1024 и диагональ 17–19 дюймов. Но довольно быстро на рынке появились широкоформатные мониторы с соотношением сторон 16:10. Увеличился и размер изображения: модели высокого класса выдавали 1920 x 1200. Игровые приставки тоже планомерно «росли». PlayStation 2 и первые Xbox обеспечивали 720 x 576 в большинстве игр. А модели следующего поколения уже замахнулись на HD-гейминг в разрешении 1280 х 720.

Расцвет LED, OLED, 4K

В 2010-х в ТВ и мониторах стали использовать подсветку матриц на основе светодиодов (LED) вместо люминесцентных ламп. Это позволило увеличить контрастность и цветовой охват панелей. Формат 16:10 уже признали к этому моменту устаревшим. У новейших мониторов было соотношение сторон 16:9, а разрешение варьировалось от 1366 x 768 до 1920 х 1080. Данный формат и сегодня является основным для большинства недорогих ноутбуков, компьютерных мониторов и телевизоров.

В сегменте смартфонов к этому моменту произошла настоящая революция: в массовое производство вышли сенсорные модели. А разрешение в период с 2008-го по 2011-й быстро выросло с 480 х 320 до 960 х 540. Потом в мир мобильных устройств ворвались OLED-матрицы на органических светодиодах, и началась эра HD, породившая экраны с разрешением 1280 х 720. Но вскоре флагманы уже обзавелись матрицами Full HD 1920 х 1080. В 2013 г. таким же разрешением геймеров порадовали и игровые приставки.

Потом технология OLED добралась и до телевизоров. Но так как она недешевая, конкурентная борьба с LED идет только в высоком ценовом сегменте. А в 2014 г. внедрили стандарт 4К (3840 х 2160), который превзошел популярный Full HD сразу в 4 раза. И к настоящему времени такие телевизоры есть даже в начальном ценовом сегменте. Представлены и компьютерные мониторы с 4К, но в реальном пользовании это все еще мизерный процент. Sony и Microsoft тоже выпустили улучшенные версии приставок с поддержкой 4К.

Что дальше: 8К, 16К…

Курс на дальнейшее увеличение разрешения задан. В продаже уже есть телевизоры и мониторы с поддержкой 8К. Правда, по баснословным ценам. Но факт есть факт. А значит, стоит в скором времени ждать и 16К… Но есть ли в этом смысл? Ведь в восприятии обычного пользователя критической разницы между теми же 4К и 8К нет. Чтобы ее различить, нужно буквально уткнуться в экран или изучать его с лупой. Но мало кто смотрит ТВ с расстояния меньше 1 метра. Может, именно поэтому телевизоры и не спешат «переезжать» на 8К, а пользователи ПК по-прежнему предпочитают 2560 х 1440? Да и контента в сверхвысоком разрешении практически нет.

Тогда зачем оно? Это, скорее, задел на будущее. Такие матрицы будут актуальны для VR-очков следующих поколений и помогут решить проблему зернистости изображения. А крупные панели 8К и 16К превратятся в телевизоры-стены в торговых центрах. Пригодится такое разрешение и в лобовых AR-стеклах автомобилей. Вариантов много, и прогресс в этом плане неизбежен.

10.01.2023

Возврат к списку